Хочется поделиться своими мыслями и впечатлениями от участия в семинаре РКШ, который прошёл в Ярославле с 28, 29 и 30 марта 2019 г.
Безусловно проведение семинаров такого формата очень ценно, несмотря на обилие в открытом доступе семинаров, информации на сайте и в группе в ВК. Это и возможность воочию увидеть учебный материал для начальной школы, и объяснение тонкостей процесса профессионалами, и что не менее важно возможность обмена опытом между самими участниками семинара. Среди них были и учителя, которые уже работают по программе, и родители, которые самостоятельно занимаются со своими детьми.
Наш семинар вели директор федеральной инновационной площадки — симферопольской МБОУ СОШ №7 и руководитель экспертной группы РКШ Елена Владимировна Хавченко, учителя начальных классов этой же школы Т.В. Алдушина , Р.Э. Мамбетова и Т.В. Иващенко. Низкий им поклон за те знания, которые они нам дали и терпение, с каким они отвечали на вопросы в рамках семинара, в перерывах и после семинара.
А ведь Елена Владимировна Хавченко - директор школы, где учатся более 1000 человек, а учителя начальных классов - это люди, проделывающие огромный труд для подготовке и ведению программы РКШ в своих классах. Тем не менее эти люди находят в себе силы вести семинары в дни школьных каникул.
Было очень интересно познакомиться с опытом учителей симферопольской МБОУ СОШ №7, так как в школе есть классы, работающие по программе "Русская классическая школа" и классы, работающие по программе "Школа России". И мнение профессионалов, имеющих возможность сравнивать, сводится к тому, что дети в классах РКШ имеют более сильную подготовку.
Если вкратце, то перед каждым думающим и не равнодушным родителем в наши дни стоят следующие главные задачи:
1. Воспитание духовно-нравственных качеств ребёнка посредством обучения в рамках культурного пространства нашей Родины;
2. Получение ребёнком качественных знаний.
И главная особенность обучения по программе РКШ в том, что она, как никакая другая образовательная программа, позволяет в полной мере их решить. Лично я не вижу аналога этой программы в России, если отталкиваться от тех целей и задач, которые она ставит перед учащимися и педагогами.
Сам семинар состоял из блоков "Арифметики" и "Русской словесности" интегрирующей в себя "Чтение" и "Русский язык".
Постараюсь передать несколько главных тезисов создателей программы РКШ, которые хоть и отражают в той или иной мере суть программы, однако же требуют самостоятельного погружения в неё и изучения методического материала. Благо он хорошо проработан и содержит не только объяснения программных положений, но и поурочные планы.
Курс "Русской словесности в первом классе" состоит из "Азбуки" и книги "Родное слово" - первой после Азбуки книги для чтения.
Как подтверждение природосообразности программы, "Азбука" построена таким образом, каким человек познает окружающий мир и его многообразие.
"Сначала идут отдельные слова, предложения, рисунки, которые наиболее близки ребёнку. То есть сначала ребёнок видит, что находится рядом с ним: игрушки, житейские мелочи, учебные вещи. Затем - очертания животных, растений, которые знакомы ребёнку. И в конце изображён человек - как образ того, что над предметным миром и миром природы главенствует человек, существо разумное и мыслящее. В первой книге для чтения ребёнка постепенно подводят к размышлению о добре и зле, предназначению человека".
Но опять-таки, происходит это очень деликатно и поступательно.
"Размышляя над "Первой после Азбуки книгой для чтения", К.Д. Ушинский задавался вопросом: "Но вот дитя в состоянии звук по звуку, буква по букве, прочесть и написать каждое слово - всё это, конечно, очень медленно и с трудом. Что же дать читать такому слабому читателю?". В начале каждого урока автор поместил множество предметов, расположенных по видам и родам ... далее даются русские пословицы, поговорки, скороговорки, загадки, своеобразные умственные задачи и постепенно объём чтения увеличивается и включает в себя сказки, песни, стихотворения рассказы."
Главная цель текстов - побудить ребёнка "любить нравственный поступок".
Особенность учебного предмета "Русская словесность" в РКШ заключается в том, что материалами для письма и упражнений по русскому языку служат книги "Родного слова", "Хрестоматии" и "Детского мира", которые дети изучают на чтении, что способствует большей осознанности и закреплению пройденного материала.
То есть, работе на русском языке всегда предшествует устная работа с этими материалами на чтении.
Отдельные грамматические темы по русскому языку отсутствуют, курс "Русского языка" построен таким образом, что в течение недели дети закрепляют прочитанное путем "погружения" и вхождения в родной язык, именно родной, поскольку принципы постижения родного языка отличаются от постижения иностранного. Таким образом, ребёнок в полной мере усваивает логику и суть русского языка не механически, а осмысленно.
На семинаре задавался вопрос о таком предмете начальной школы, как "Окружающий мир".
"Следуя логике целостного восприятия мира, этот предмет находит своё более чем полное отражение в курсе "Русской словесности". Детский мир и Хрестоматия - логическое продолжение "Родного слова", который состоит из курсов естествознания, истории, географии и сопровождается хрестоматийными произведениями русской классики. Все это рождает в душе ребёнка образность мышления".
О книгах по чтению более полно следует поговорить отдельно, потому что это настолько многогранные произведения, что их сложно описать в двух словах.
Курс "Арифметики", также является частью образовательной системы РКШ. В качестве учебных пособий используются учебники Пчёлко А.С. и Поляка Г.В.
Интересно было узнать, что последовательность и чёткость изложения информации в учебнике "Арифметика" явилась следствием необходимости создания учебных пособий для детей послевоенных лет, то есть детей потерявших родителей в годы войны.
Особенность данного курса РКШ - это опять-таки природосообразность методики. У ребёнка в начальной школе преобладает наглядно-образное мышление, а это значит, что понять материал ему гораздо легче, если он его увидит и поработает с ним своими руками. Ребёнку не понятны отвлечённые рассуждения. Для того, чтобы ребёнок научился хорошо считать, на уроках постоянно используется счётный материал. Все приёмы счёта тщательно отрабатываются и прочно укладываются в сознании ребёнка.
Важное место в методике преподавания арифметики уделяется устному счёту. Благодаря системной работе дети прекрасно считают в уме. Устный счёт развивает концентрацию внимания, память, пытливость ума, скорость реакции.
Огромное внимание в классической методике уделяется решению задач. Усложнение задач вводится аккуратно и постепенно. Ребёнок учится работать с разными видами задач. Но главное, что этот процесс не вызывает у ребёнка затруднений, т.к. вся методика имеет чёткую логику, последовательность и закономерность. Одна тема плавно вытекает из другой.
Для меня польза семинара заключается в возможности увидеть "вживую" учебные материалы курсов "Родное слово" и "Арифметика", услышать мнение и перенять опыт организации учебного процесса от профессионалов, а также возможность встретиться и познакомиться с единомышленниками. Всё это окрыляет и вдохновляет на работу по программе РКШ.
#Семинар_РКШ_Ярославль
Вход